Образовательный проект

Интеграция как средство повышения уровня мотивации к изучению математики в 6-7 классах.

Основные идеи содержания образования были сформулиро­ваны в работах французского социолога Эмиля Дюргейма еще в начале XX века. По его мнению, «человек, которого должно сформировать в нас воспита­ние, это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет ви­деть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества».

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей сегодня:
1) в направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Межпредметные связи в процессе обучения могут осуществ­ляться на уровне поня­тий, фактов, законов, способов деятель­ности и норм отношений.

Мир, окружающий человека, и его внутренний мир представлены в разных учебных предметах по-разному.

В самом учебно-воспитательном процессе одни и те же обучающиеся вступают во взаимодействие с разными обучающими. При этом оказываются одинаковыми или неодинаковыми: трактовки сущности используемых знаний (понятий, моделей, законов, теорий); подходы к формированию способов деятельности, межличностных, межгрупповых, коллективистских отношений, отношений к миру, к материальной и духовной культуре и т.д.

Эта одинаковость или неодинаковость активно влияют на оптимизацию процесса овладения обучающимися содержанием образования.

Все несогласованности приводят к широко известным фактам. Один и тот же обучающийся хорошо справляется, например, с овладением практическими умениями на занятиях по физкультуре и очень плохо – с овладением практическим умением на занятиях по математике, русскому языку, природоведению.

Задача каждого учителя – прежде всего самому увидеть эту одинаковость или неодинаковость, а затем помочь увидеть и осмыслить их обучающимся и на этой основе оптимизировать процесс образования в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями. Увидеть одинаковость не только в содержании разных учебных предметов, но и в самом учебно-воспитательном процессе, организуемом при изучении разных учебных предметов, – значит увидеть межпредметные связи. Надо помочь обучающимся увидеть, что на занятиях по разным учебным предметам они во многих случаях действуют одинаково при овладении знаниями. Они действуют одинаково и при овладении разными способами деятельности. Также обстоит дело при возникновении отношений или взглядов на мир.

Но увидеть их – мало. Надо активно использовать межпредметные связи при овладении обучающимися любым элементом содержания образования, учитывая при этом механизмы образования межсистемных ассо­циаций, позволяющих человеку правильно отражать окружающий мир в процессе познания. 

Для того чтобы межпредметные связи стали достоянием уче­ника, следует включить их в его учебно-познавательную деятельность в качестве ее необходимых условий и компонентов.

К сожалению, в реальном учебно-воспитательном процессе очень часто возможности межпредметных связей для оптимизации учебно-воспитательного процесса используются недостаточно.

Ос­новой построения меж­предметных связей, направленных на формирование умений, должно быть выявление и описание одинаковых способов деятельности, используемых при их отработке на уроках по разным учебным предметам. Это, прежде всего, относится к общеучебным умениям. От того, как на уроках по разным учебным предметам учащиеся овладевают этими умениями, зависят не только их школьные успехи, но и успехи самообразования после окончания школы.

Осуществление межпредметных связей помогает показать школьнику то, с чем ему трудно справиться на одних уроках, совершенно не вызывает проблем на других, хотя суть способа деятельности в обоих случаях часто одна и та же. Показ этого и перенос способов деятельности с уроков по одному предмету на другой - это и посильно, и инте­ресно. Показ этого вызывает удивление, а перенос – удовлетворение и восхищение. По­иск аналогий, оди­наковых действий, объектов приложе­ния сил и знаний де­лает такую работу интересной для ребенка.

На уроках математики необходимо активировать знания, полу­ченные учащимися на уро­ках русского языка, естествознания, экологии, истории, изобразительного искусства, технологии, фи­зической культуры для сос­тавления тек­стовых задач, числовых выражений, сравнения и анализа чисел. С другой стороны, математические знания должны найти широ­кое применение на уро­ках по другим дисциплинам.