Образовательный проект
Интеграция как средство повышения уровня мотивации к изучению математики в 6-7 классах.
Основные идеи содержания образования были сформулированы в работах французского социолога Эмиля Дюргейма еще в начале XX века. По его мнению, «человек, которого должно сформировать в нас воспитание, это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества».
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей сегодня:
1) в направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Межпредметные связи в процессе обучения могут осуществляться на уровне понятий, фактов, законов, способов деятельности и норм отношений.
Мир, окружающий человека, и его внутренний мир представлены в разных учебных предметах по-разному.
В самом учебно-воспитательном процессе одни и те же обучающиеся вступают во взаимодействие с разными обучающими. При этом оказываются одинаковыми или неодинаковыми: трактовки сущности используемых знаний (понятий, моделей, законов, теорий); подходы к формированию способов деятельности, межличностных, межгрупповых, коллективистских отношений, отношений к миру, к материальной и духовной культуре и т.д.
Эта одинаковость или неодинаковость активно влияют на оптимизацию процесса овладения обучающимися содержанием образования.
Все несогласованности приводят к широко известным фактам. Один и тот же обучающийся хорошо справляется, например, с овладением практическими умениями на занятиях по физкультуре и очень плохо – с овладением практическим умением на занятиях по математике, русскому языку, природоведению.
Задача каждого учителя – прежде всего самому увидеть эту одинаковость или неодинаковость, а затем помочь увидеть и осмыслить их обучающимся и на этой основе оптимизировать процесс образования в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями. Увидеть одинаковость не только в содержании разных учебных предметов, но и в самом учебно-воспитательном процессе, организуемом при изучении разных учебных предметов, – значит увидеть межпредметные связи. Надо помочь обучающимся увидеть, что на занятиях по разным учебным предметам они во многих случаях действуют одинаково при овладении знаниями. Они действуют одинаково и при овладении разными способами деятельности. Также обстоит дело при возникновении отношений или взглядов на мир.
Но увидеть их – мало. Надо активно использовать межпредметные связи при овладении обучающимися любым элементом содержания образования, учитывая при этом механизмы образования межсистемных ассоциаций, позволяющих человеку правильно отражать окружающий мир в процессе познания.
Для того чтобы межпредметные связи стали достоянием ученика, следует включить их в его учебно-познавательную деятельность в качестве ее необходимых условий и компонентов.
К сожалению, в реальном учебно-воспитательном процессе очень часто возможности межпредметных связей для оптимизации учебно-воспитательного процесса используются недостаточно.
Основой построения межпредметных связей, направленных на формирование умений, должно быть выявление и описание одинаковых способов деятельности, используемых при их отработке на уроках по разным учебным предметам. Это, прежде всего, относится к общеучебным умениям. От того, как на уроках по разным учебным предметам учащиеся овладевают этими умениями, зависят не только их школьные успехи, но и успехи самообразования после окончания школы.
Осуществление межпредметных связей помогает показать школьнику то, с чем ему трудно справиться на одних уроках, совершенно не вызывает проблем на других, хотя суть способа деятельности в обоих случаях часто одна и та же. Показ этого и перенос способов деятельности с уроков по одному предмету на другой - это и посильно, и интересно. Показ этого вызывает удивление, а перенос – удовлетворение и восхищение. Поиск аналогий, одинаковых действий, объектов приложения сил и знаний делает такую работу интересной для ребенка.
На уроках математики необходимо активировать знания, полученные учащимися на уроках русского языка, естествознания, экологии, истории, изобразительного искусства, технологии, физической культуры для составления текстовых задач, числовых выражений, сравнения и анализа чисел. С другой стороны, математические знания должны найти широкое применение на уроках по другим дисциплинам.